«Православное Обозрение» № 5-6/2004:

Благословен Господь Бог мой, научающий руки мои на ополчение, персты мои на брань (Пс. 143,1)

Пятый номер православно-патриотического альманаха «ЦарьГрад» (совместное издание главных редакторов газет «Русь Православная» Константина Душенова и «Опричнина» Вячеслава Минакова) посвящён недавно вышедшей в свет книге Александра Сысоева «Моё обращение»; вернее, если воспользоваться подзаголовком самого номера, «дискуссии о способах и задачах противостояния злу силой в современной России».
I.
…Во-первых. Искреннее уважение (и добрую зависть!) вызывает поведение жены Александра Екатерины, не выдавшей мужа и не оставившей его в трудные дни облавы и заключения его под стражей. Казалось бы, что тут такого особенного для русской женщины, но, к сожалению, в наше время подобная верность супруги является скорее исключением, чем правилом.
Во-вторых. Издатели «ЦарьГрада» (забегая вперёд скажем – отрицательно оценившие поступок автора книги) проявили лукавство, указав в качестве «наводчицы» в деле поимки Александра Сысоева его тётку. Саму то тётку тоже надо было ещё найти. А на неё вывел следствие другой человек – настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Старом Симонове священник Владимир Нелоев, проявивший в этом деле завидную настойчивость: задуманное удалось ему только со второго раза. Вот и порадуйся тут очередному достижению нашей демократии – законодательному запрету использовать священнослужителей в оперативных разработках Ф.С.Б. и М.В.Д.: вербовать то никого в М.П. не требуется, сами свои услуги предлагают.
II.
Пятый номер альманаха «ЦарьГрад» открывается публикацией (в сокращении) статьи Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Антония (Храповицкого) «Христос Спаситель и еврейская революция». Мысль Митрополита Антония, как представляется члену редакции «Опричнины» Павлу Невзорову, заключается в том, что «не новыми революциями и террором мы должны свергать кровавое вековое жидовское иго, ещё более жестокое и коварное, чем древнеримское, а прежде всего духовным оружием, которое принёс на землю Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос и которое всецело подхватил наш Боговенчанный и Благочестивейший последний Русский Император Николай, передав его нам – Своему верному опричному воинству».
Секрет упомянутого оружия в альманахе не раскрывается, однако тезис о непротивлении злу силою красной нитью проходит по всем материалам.
«Никакими вооружёнными восстаниями, никаким террором, никакими демократическими выборами нам Россию не спасти, не избавить её от векового жидовского ига. Россию мы можем только вымолить, очистившись сами… В лице Александра и Евгения мы, патриоты Великой России приобрели для себя очень горький опыт, чтобы в будущем не повторять их трагических ошибок.
…Насилие никак не поможет нам свергнуть кровавое жидовское иго, которое попущено Богом за отступление от Царя», - пишет Вячеслав Минаков.
«Внутреннее очищение является главной задачей человека, главной целью его жизни. Не возрождение самодержавия, а возвращение в рай сладости, достижение блаженного Богообщения… Ни возрождение Самодержавия – безусловно желанное и вожделенное для каждого православного сердца – ни освобождение Руси от нынешнего жидовского засилья сами по себе не принесут пользы людям, сердца которых изнывают под страшным игом мучительных страстей. Только очистив сердца, освободившись от рабства греху, разсеяв душевный мрак посредством напряжённого внутреннего труда, мы и сами возродимся к блаженной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, и другим сумеем помочь, и на пользу Руси грядущей – свободной, самодержавной, православной – сможем потрудиться деятельно и многоплодно… Настоящая борьба за Святую Русь – в сердце каждого из нас. Это борьба – в первую очередь борьба с собственными грехами и страстями. Добровольное самораспятие, самопринуждение, иначе говоря – подвиг личного благочестия. Потому что явиться в своём материальном, державном воплощении Святая Русь сможет лишь тогда, когда мы – ея народ, народ Божий – будем духовно, нравственно, мистически готовы к такому воплощению. Царь Самодержавный – это дар Божий. И даруется он свыше не за то, что мы будем героически совершать самоубийственные акты против «оккупационного режима…», - это уже слова Константина Душенова.
Невдомёк соредакторам «ЦарьГрада», что на место передовицы поставили они статью автора, который их робкого душевного состояния отнюдь не одобрил бы. Свидетельством этого является не только элементарное разсуждение о том, что писал Митрополит Антоний свою статью именно про еврейскую революцию, а не про русскую контрреволюцию. С таким же успехом «ЦарьГрад» мог бы обсуждать проблемы русской национальной прессы, пользуясь монографией о повадках жёлтых еврейских газет. Однако, эпистолярное наследие Владыки Антония данной статьёй не исчерпывается и мы предлагаем читателям ознакомиться с текстом одного его архипастырского послания, написанного в 1930 году. Для интересующихся сообщаем, что упомянутое Митрополитом Братство Русской Правды было создано в 1921 году в Берлине, по инициативе герцога Г.Н. Лейхтенбергского, генерала П.Н. Краснова и журналиста С.А. Соколова-Кречетова. Оно являлось православной национально-монархической организацией народной мести красным палачам. Будучи, по сути, организацией террористической, Б.Р.П. держало в постоянном страхе приграничные районы С.С.С.Р. и вписало немало славных страниц в историю Белого Движения. (см. приложение 1)
Кстати, в контексте данного архипастырского послания тот вопрос, который не в состоянии разрешить Константин Душенов («Никакие словесные выкрутасы и «богословские» ухищрения не могут обосновать «православной санкции на террор», которую вымогают у Церкви псевдоправославные «ревнители»…), отпадает как таковой. Как выяснилось, у Истинной Церкви по этому случаю и вымогать ничего не надо. Конечно, если бы для передовицы «ЦарьГрада» взяли какой-либо труд архиерея – сергианина…. Но сами же издатели альманаха распорядились так, а не иначе, о чём, возможно, уже и пожалели.
«Слов нет – страшно и горько, что доселе страждет Русь в жидовском плену. Но стократно горше и безконечно пагубнее по своим последствиям рабство иное, внутреннее, греховное, плен бесовский, иго безсловесных и мятежных страстей…», - пишет Константин Душенов. Всё в роде бы правильно, всё по Писанию и Отцам, только нет ответа на простой вопрос: «А что, нельзя так, чтобы и с одним и с другим игом одновременно побороться? Ведь и в Священном Писании и у Святых Отцов частенько можно найти высказывания, друг другу по букве как бы и противоречащие. Но искусство жить по Евангелию состоит в частности, и в том, чтобы, понимая смысл Слова Божия, исполнять одновременно то и то, что при формально-фарисейском подходе, казалось бы, никак сосуществовать не может. Действительно ли «ЦарьГрад» прав, и невозможно одновременно предтечам антихриста противостоть и дух мирен стяжать?» Судя по всему, с точки зрения авторов альманаха, нельзя, по крайней мере, Александру Сысоеву и ему подобным.
Вот, что пишет по этому поводу один из читателей «ЦарьГрада» Владимир Цветков из Нижнего Новгорода. «По учению Святых Отцов, на помощь Божию, на содействие Господа нашего мы можем рассчитывать лишь тогда, когда действуем. Конечно, не так как Сысоев…». А как? «Вот в Воронеже весною 2002 года 25-30 тысяч горожан вышли на улицы и сказали «нет» жилищной реформе». На что даже неприемлющий поступка Александра Сысоева Вячеслав Минаков заметил: «Очень печально, что наш народ возмущается лишь тогда, когда жидовская власть лезет ему в карман, зато безмолвствует, когда решается судьба Отечества и Церкви».
Тот же нижегородский житель советует: «Дежурный наряд провинциального Р.У.В.Д. никак не годится на роль представителя коррумпированной среды органов внутренних дел, над которыми надо учинять жуткую расправу. Как мы видели выше в Вышнем Волочке есть более достойные объекты, которыми в конце концов придётся заняться…». Лучшее, как известно, враг хорошего. По поводу подобных советов вспоминается поучительный эпизод из одной художественной кинокартины. Героя оной, после неудавшегося побега из сумасшедшего дома, куда он, здоровый человек, был насильно помещён, некие доброжелатели недоумённо спрашивают: «Зачем бегал? Ведь и в психушке жить можно!». На что пойманный беглец глубокомысленно ответил: «Я то хоть это попробовал…». То есть, возвращаясь к нашей теме, давать такие советы можно лишь тогда, когда сам когда-либо стоял на огневом рубеже. Кроме того, странно, что у подсказчика выпали из памяти наименования населённых пунктов большего, чем Вышний Волочёк, политического статуса. А ну, если напрячься и ещё куда-нибудь пальцем показать? Но, нет, смелости даже на это не хватает…
Зато Владимир Цветков не стесняется сравнивать Александра Сысоева с сатанистом: «Другого несчастного, помнится, бесы… привели в Оптину, да ещё со специально изготовленным кинжалом с пресловутыми шестёрками…». Вторит ему и некто Фёдор Воротынский, или, как он представлен в своём электронном адресе, Teddy: «Это убийца, но не просто криминальный, а психически ненормальный». Но дальше всех в «параллелях» пошёл Константин Душенов. «…Убийца Вы весьма неординарный: не корыстный, а идейный – подобно Юровскому, Богрову или Желябову», - пишет он Александру Сысоеву. Казалось бы, куда дальше сравнения с цареубийцами идти? Но, оказывается, для редактора «Руси Православной» это ещё не предел, он сравнивает Александра Сысоева с самим Сатаной: «Священная история знает, кто первый вспыхнул таким образом. «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14,12). Именно он, проклятый Богом «первый революционер», доселе распаляет гордыню всех радикалов и экстремистов – коммунистических ли, либеральных или псевдоправославных…».
Обращает на себя внимание следующий довод Константина Душенова в пользу того, что всё в России станет хорошо само по себе, как говорится, «не прикладая рук». «Не верите в чудо? Жаль, конечно, но это не смертельно. Взгляните на переменчивую судьбу рода человеческого. Стечение обстоятельств политических и экономических, внутренних и международных, мировые войны, природные катастрофы и социальные катаклизмы – всё в Божией власти. А ведь именно эти события, как свидетельствует история, служат главными причинами драматических перемен в жизни рода людского. Именно они воздвигают троны, создают империи и разрушают алтари, возносят великих завоевателей и стирают с лица земли целые племена и народы…». Следует ли понимать соредактора «ЦарьГрада» так, что стоимость барреля нефти марки «бренд» на лондонской бирже, кросс-курс доллара к евро или падение индекса Nasdak Comp на нью-йоркской бирже могут стать причинами «восстановления трона в России, а нападение двух никому неизвестных русских мужиков на одно из сотен районных (мелочь то какая!) У.В.Д. не самой могущественной (увы!) страны мира – определённо нет? Вот, если бы Пентагон в Вышнем Волочке располагался и на него «Боинг» упал!!!
Редакции «ЦарьГрада» должно быть известно, что Господь Саваоф (Бог воинств!) нередко выбирал Своим орудием не великую, а нарочито малую силу. Достаточно вспомнить победу, одержанною под клич «Меч Господа и Гедеона!» (Суд. 7). Кто-нибудь, конечно, возразит на это, что в том случае и результат тут же последовал. Но даже если видимого человеческому глазу «исторического сдвига» мгновенно не происходит, бывает ли напрасен всякий ратный труд? Безусловно не напрасен, иначе, помнили ли бы мы по сей день имя Бориса Коверды и какой отклик в наших сердцах имели бы его одинокие выстрелы!
«Два милиционера, убитые Сысоевым, вполне могли быть верующими православными христианами… В результате – убил двух русских милиционеров и оставил сиротами четырёх русских детей… Что же до того, что они «работали на жидовскую власть», так ведь и нам, небось, хлеб наш насущный не ангел с неба приносит?», - спорит со своими оппонентами главный редактор «Руси Православной», как будто не замечая, что «отношения» Александра Сысоева и российской милиции не ограничивались перестрелкой в дежурной части Г.У.В.Д.. Вот с каким обращением к милиции он, уже находясь в заключении, выступил в Октябре 2001 года.
«Написать это обращение меня, Сысоева Александра, произведшего попытку вооружённого восстания в городе Вышний Волочёк на Пасху 1999 года, побудило желание спасти жизни и души работников правоохранительных органов.
Задайте себе вопрос: кому вы служите и за что? И постарайтесь откровенно на него ответить. Всем понятно, что вам надо кормить себя и свои семьи. Но любой нормальный человек не может удовлетвориться только низменными мотивами своего существования и работы, ему нужно высокое идейное обоснование своих поступков. Таким высоким обоснованием для вас является предположение, что если бы не ваш труд, то страна погибла бы в хаосе бандитского безпредела. Так ли это?
…Кому вы служите? Родине? Закону? Нет, вы служите тем, у кого есть деньги (награбленные у того же народа) и кто вам платит: жидам – олигархам против Народа, Новому Мировому Порядку против Родины, беззаконию против Закона!… Жидодемократы вам говорят: работа ваша собачья, поэтому платить мы вам будем мало, но отдаём вам на откуп всю преступность, которую мы насадили и взрастили в стране: организуйте крыши и контролируйте бандформирования, накладывайте дань на сутенёров и проституток, наркоторговцев и подпольных виноделов, берите взятки от криминальных бизнесменов. Из-за непомерных налогов у нас весь бизнес стал криминальным, и этим незамедлительно воспользовались паразиты, наиболее приспособленные к условиям нелегального рынка, - незаконные иммигранты из Азербайджана, Армении, Чечни, Китая… Вот и множится и процветает на нашей земле беззаконие, а вы, доблестные менты-полицаи, делаете вид, что боретесь с этим. Подумайте, почему существующий режим не позволяет вам покончить с разгулом преступности и нарастающим хаосом? Не потому ли, что он сам преступен? Ворон ворону глаз не выклюет – гласит народная мудрость.
Заводя дело, вы предупреждаете граждан, что незнание законов не освобождает от ответственности. В своё время и вам скажут, что непонимание сути происходящих в стране процессов или нежелание их понимать не освободит вас от ответственности перед Богом и Русским Народом. Нет ничего вечного под солнцем. Политики приходят и уходят. Но Россия и Русский Народ остаются, потому что они предизбраны Богом…
Неужели вы считаете доблестью влепить срок за мешок картошки отчаявшемуся, оболганному, безработному русскому мужику, при этом холуйски беря под козырёк перед жидом, обворовавшем всю страну? Не думайте, что все уже окончательно отупели и не могут отличить элементарного добра от зла. Некоторым бы хотелось представить это именно так, но уверяю вас – ЭТО НЕ ТАК!
Покайтесь и спасайте ваши души.
С предостережением Александр Сысоев».
Текст этот соредакторы «ЦарьГрада» в свой альманах не поместили, как и цитаты из книги «Моё обращение», которые свидетельствуют о некотором понимании отдельными милицейскими чинами целей и задач Александра Сысоева. Вот что, например, ему довелось услышать от следователей по своему делу: «Саша, если бы ты победил, то я бы пошёл с тобой», «Зря ты, парень, поспешил, не надо было тебе этих ментов убивать, скоро в стране и так всё поменяется».
Понимание это, как не кажется странным Константину Душенову, не чуждо не только отдельным сотрудникам органов внутренних дел, но и мыслящим не по-сергиански священникам Московской Патриархии. По свидетельству Александра Сысоева один патриархийный священник сказал его тётке, что «кто-то же должен в стране делать то, что сделал твой племянник». А издание книжки «Моё обращение» благословил священнослужитель М.П. иерей Владимир Южаков. (Упрёки Константина Душенова, обращённые к отцу Владимиру по поводу того, что тот публикует свои статьи под чужой фамилией («Нечестно призывать других к священной войне, к исповедничеству, к готовности умереть в борьбе, в то время как ты сам скрываешься под псевдонимом…»), прозвучали явно не к месту. Представляется, что редактору «Руси Православной», таким же точно образом (то есть под чужим именем) опубликовавшему большинство своих трудов, в такой деликатной ситуации лучше было бы промолчать.)
Свою позицию отец Владимир на страницах «ЦарьГрада» кратко излагает следующим образом: «Пусть евреи и интеллигенты смиряются перед дьяволом, это их дело, а нам – нельзя!». «Часто повторяется фраза, что победу Бог даст чудесным образом. Я священник, но, простите, я не понимаю: каким образом? Ведь и чудо Божие в человеческом обществе чьими-то руками делается! Можно посадить безрукого за стол и молить Бога о его насыщении. Можно даже крестным ходом обойти вокруг обеденного стола. Но бедняга всё равно умрёт от голода, если мы не накормим его своими руками. Мы мечтаем о победе, а что мы сделали для неё?».
К сказанному отцом Владимиром добавим, что действительно затруднительно вспомнить в русской церковной истории примеры чудесных побед над врагами Святой Руси, одержанными не в присутствии русского войска. Тамерлан бежал, поражённый видением Божией Матери, но русская армия ведь вышла ему навстречу. Икона Богородицы «Знамение» спасла Великий Новгород, но ведь его защитники сражались на стенах города. Небесные воинства поражали шведов на берегах Невы, но ведь великий князь Александр не отсиживался в это время в своей вотчине. Впрочем, примеров достаточно и не только в русской истории. Явление Императору Рима Константину Великому образа Креста Господня с надписью «Сим победиши» не заставило его отменить битву в надежде на высшее заступничество.
То, что недоступно пониманию редакции «ЦарьГрада», как это не покажется удивительным, вполне свойственно не только истинно-православному образу мыслей, но и повреждённому отчасти западно-европейскому.
Обмен репликами между противниками и сторонниками выбранного Александром Сысоевым образа действий в чём то напоминает диалог между Жанной д’Арк и теми, кто был против её планов войны с англичанами. Оппоненты указывали на то, что уж если Господь решил спасти Францию, то справится и без них, поэтому, мол, лучше всего остаться дома и помолиться. На что Орлеанская дева сказала, как отрезала: «Солдаты будут сражаться, и Бог дарует им победу».
Уместным будет, по нашему разумению, привести здесь и слова Хорста Малера, одного из узников современных «демократических» застенков Ф.Р.Г., проделавшего путь идейного перерождения, подобный пути известного русского мыслителя Л.А. Тихомирова, бывшего народовольца, а в последствии монархиста. Попав в заключение членом одного из крайних левацких молодёжных объединений, уже в тюрьме он сменил свои убеждения на сугубо консервативные. Терминология его, что скрывать, соответствует его бывшему окружению и далека от принятой в православных кругах, но, надеемся, это не помешает нашим читателям оценить верность и остроту его мысли: «Революционеров делает прежде всего воля к революции. Отряд партизан возникает из ничего. Каждый может начать. Ему не нужно никого ждать. Несколько десятков бойцов, которые действительно начинают, а не занимаются безконечными дискуссиями, могут радикально изменить политическую сцену, дать толчок лавине».
Мнение на этот счёт редакции «ЦарьГрада» известно: «Всем нам – несмотря на безчисленные грехи и страсти наши – доступно лишь одно оружие: глагол истины Божией, который есть меч обоюдоострый и для внешних еретиков и для внутренних отступников. Научимся же правильно пользоваться этим оружием, а там, Бог даст, и за остальным дело не станет». А Константин Душенов выразился ещё проще: «Не лезь поперед батьки в пекло, не навязывай себя Господу Богу в качестве исповедника и спасителя Отечества…».
Впрочем, откровеннее всех сегодняшних оппонентов Александра Сысоева сказал ещё в 1999 году его бывший товарищ Николай Дубровин, отказавшийся тогда поддержать выступление: «Мы будем мазать стены дерьмом, а умирают пусть потом за нас молодые».
По крайней мере, кратко, честно и без «философий».

III.
Откровенно говоря, читать подборки материалов, в роде опубликованной в «ЦарьГраде», малоприятно. Ведь жизнь наша устроена по Божьему Промыслу весьма мудро, уравновешенно. В ней есть место и воину, и священнику, и пахарю, и простому промышленному рабочему, и политическому вождю, и, извините за намёк, даже редактору газеты. Не существовало и не существует в мире государств, где бы не поддерживался в той или иной степени этот разумный баланс.
Весьма недальновидным было бы то общество, которое допустило бы раздоры внутри себя по поводу того, кто более всего полезен, и не стоит ли всех обратить в одно сословие: землепашцев, что бы хлеба было вдоволь, или священнослужителей, что бы Бог был к народу помилосерднее, а прочие сословия, воинское в первую очередь, взять и отменить. По слову Апостола: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 Кор. 12,21). Негоже и нам упрекать друг друга за то, что кто-то взял в руки оружие, а не сидит за письменным столом или трудится на благо России ещё каким-нибудь образом. А уж тем более неуместно это делать, если мы сами не собираемся (или не готовы) следовать примеру Александра Сысоева.
Подборка материалов 5 номера альманаха «ЦарьГрад» завершается ставшей для многих уже привычной фразой: «Дискуссию нашу – во всяком случае в её нынешнем качестве – я считаю исчерпанной». Фраза эта из номера в номер в том или ином виде повторяется в газете «Русь Православная», когда её главный редактор (на правах хозяина издания) считает нужным обмен мнениями прекратить.
Его право. Ну, а мы продолжим.
Лет десять назад автору этих заметок (тогда ещё мирянину и чуть позже дьякону Московской Патриархии) довелось знать другого Константина Юрьевича Душенова, совсем не похожего на того, статьи которого печатаются сегодня в «Руси Православной» и «ЦарьГраде».
…9 Июля (гр. кал.) 1992 года мы с Константином во главе группы из десяти – пятнадцати молодых людей вошли в здание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Несмотря на запрещение администрации «музея-памятника», которому собор принадлежал тогда и принадлежит по сию пору, мы поставили на приличном Владычице месте Тихвинский образ Божией Матери и начали читать «в голос» акафисты чудотворным Её иконам: упомянутой Тихвинской, и Державной. Через несколько дней, как нам было известно, Патриарх Алексий должен был встречаться на Валааме с Б.Н. Ельциным и А.А. Собчаком. Своим поступком мы, кроме прославления Божией Матери в день празднования Тихвинского Её образа (а один из чтимых списков находился в Исаакиевском соборе вплоть до его закрытия), желали, разсчитывая на общественный резонанс, напомнить названным государственным деятелям о необходимости выполнить неоднократно дававшиеся обещания вернуть Церкви изъятое у неё по Декрету от 23 Января (гр. кал.) 1918 года имущество. Кроме того, мы хотели дать понять Патриарху, что если он займёт более жёсткую позицию в переговорах с государственными органами по этому вопросу, его позиция будет понята и поддержана православной общественностью. (O, sancta simplicitas!).
Мы были готовы к любому развитию событий. Очень скоро группа молящихся молодых людей была окружена сначала музейной охраной, а чуть позже дополнительно вызванными нарядами милиции. По ряду соображений администрация музея не прервала наше «импровизированное богослужение», но, как было указано в последовавших на следующий день заявлениях в соответствующие органы, «посчитала целесообразным прекратить работу музея». Действительно, после начала чтения акафистов не только был прекращён допуск в собор экскурсантов, но и уже проходившие экскурсии были прерваны, а посетители (даже иностранцы!) выпровождены на улицу. Мы были весьма удивлены, когда по окончании молитвы огляделись по сторонам и никого кроме нас самих и милиционеров в огромном помещении храма не увидели. Хотя из Исаакиевского собора нас выпустили целыми и невредимыми, но «предприятию был нанесён ущерб» (цитата из тех же заявлений). Видимо, в этом и состоял разсчёт: во избежание скандала не применять насилия, но потом предъявить «материальные претензии за срыв работы музея». Каковые и были немедленно предъявлены автору этих заметок: если память не изменяет, несколько тысяч долларов и несколько десятков тысяч рублей. (Для интересующихся концовкой этой истории сообщим: что деньги в конце концов так и не были взысканы).
Вспоминается и план захвата здания Казанского собора на Невском проспекте, где в начале девяностых годов ещё хозяйничал музей истории религии и атеизма. Одним из руководителей предстоящей операции являлся Константин Юрьевич Душенов. Однако, исполнение доведённого до степени готовности «номер один» плана было дважды сорвано уже назначенным в собор настоятелем, и он, в конце концов, так и остался нереализованным.
Впрочем, успехов в нашем деле было больше, чем неудач, которые (то есть неудачи) в значительной части были связаны с «выстрелами в спину», производившимися патриархийным духовенством и епископатом. «Зачистка» церкви святых Симеона и Анны на Моховой улице от расположившегося в ней музея метеорологии, в которой мы участвовали плечом к плечу с Константином Юрьевичем, служит тому не единственным примером. (Не к месту отвлекшись заметим, что со временем приобретался вполне определённый опыт «сотрудничества» с учреждениями М.П., накапливалась, как выразился один наш товарищ, «усталость от ненужных побед», которые и давали нам возможность понять, что Московская Патриархия и правящий режим – близнецы-братья, а раз так, то порой «учреждение культуры» в здании храма не на много хуже, чем разсадник одуряющего послушания псевдоцерковной и оккупационной властям.).
Но, tempora mutantur, et mutamur in illis. Где-то в 1992 или 1993 году на одной из многочисленных тогда конференций по поводу так называемых «екатеринбургских останков» Константин Юрьевич горячо выступая против захоронения лжемощей в Петропавловском соборе, пообещал лечь на паперти оного, но не допустить осквернения императорской усыпальницы. Весной 1998 года, в разгар молитвенных стояний и прочих протестов против уже неминуемого осквернения, автор этих заметок (к тому времени уже священник Р.П.Ц.З.) как-то поинтересовался у Константина Юрьевича о его намерении выполнить своё обещание. «Неужели я так и сказал тогда?», - последовал вопрос. «Точно так». «Ну и дурак же я был», - резюмировал Константин Юрьевич.
Каждому своё. Но не упустил ли Константин Юрьевич в 1998 году возможность, останься он при прежних своих убеждениях, стать дураком «по-божьему»? Вот, что написал в 2004 году в альманах «ЦарьГрад» один из его читателей, Андрей Олеринский: «Что касается поступка А. Сысоева, то он решил не тлеть коптящим дымом на страницах журналов и газет, как мы с вами, а вспыхнуть над головами врагов хоть на одно мгновенье. И я думаю, что в том, что случилось с Александром «Бог избрал безумие мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1,27)».
Хочется верить, что Константину Душенову ещё предстоит (чего мы ему искренно желаем) иначе оценить свой сегодняшний выбор и снова сказать (но уже в ином, не в таком как в 1998 году, смысле): «Ну и дурак же я был в натуре, мужики!».
Закончить наш обзор хочется, как и начали мы его, словами самого Александра Сысоева, взятыми из письма единомышленникам, написанного им уже в заключении.
«Совесть моя чиста, я был искренен в своём поступке и если что страдаю, то только за своё самообольщение. Однако, Господь меня не оставляет, так, что своими испытаниями горжусь и от них не отрекаюсь. Смерть несколько раз проходила рядом, а оцепеняющий ужас от дьявола испытывал не только я, но многие мои друзья и родственники, так как его земные слуги были весьма раздражены, что вселяет в нас уверенность в правильности избранного пути.
…Будь бдителен, время близко. Божья нива загажена до самых завязочек и чистить её придётся долго и основательно. Дьявол и его слуги начали кусать самих себя… Они будут иметь возмездие в себе, так, что за них не только ничего не будет, но и всеми будет одобряться.
Да свершится Суд Божий над Россией и да признает Он нас верными чадами на этом Суде! Надо только молиться о заблудших, чтобы, пока есть время, как можно большее их число пришло к вразумлению и успело раскаяться… Очень надеюсь, что в трудную минуту вы не смутитесь и не спасуете».
Аминь.

Священник Павел Симаков.


Приложение 1

Я, смиренный Антоний, Киевский и Галицкий, старейший из русских архипастырей, находящихся волею Божией на свободе от красного плена, возвышаю свой голос, дабы возвестить Русскому Народу:
Православные христиане! Много уже лет антихристова власть терзает нашу Родину-Мать, Великую Россию, стремясь выжечь, словно калёным железом, из Русского Народа его русскую душу, дабы превратить его в покорное стадо. Всё русское отнимается у народа! Русская совесть, русский православный быт, русское славное прошлое, самое имя России. Однако всего ненавистнее для власти антихриста есть Русская Православная Вера, ибо в этой Вере заключена последняя и величайшая твердыня и крепость Русского Дела. Та твердыня, что помогла Русскому Народу, в течение его тысячелетней истории, выстоять победно против величайших невзгод и испытаний и развернуть Державу Российскую в самую большую Державу всего света. От самого начала коммунистического господства над Россией кремлёвская разбойная шайка не прекращала гонений против Веры, и за годы красного лихолетья Церковь Христова в России просияла паче солнца безчисленным сонмом священномучеников – епископов, иноков, иереев и мирян, приявших от красных рук нетленные мученические венцы за Светлое Имя Христово. Кроме сих погибших, другие, столь же мужественные исповедники Веры, томятся во множестве в тюрьмах и ссылках.
Ныне, пред лицом всё растущего народного гнева, антихристова власть повела «последний и решительный бой» против Веры Христовой.
Православные Христиане! Вставайте все против власти красного антихриста. Не слушайте ничьих призывов примириться с ним, от кого бы призывы сии не исходили. Нет мира между Христом и сатаною. Властью, данной мне от Бога, разрешаю всех верующих от присяги, данной самозванному правительству, ибо христиане сатане не подданные. Властью, данной мне от Бога, благословляю всякое оружие, против красной сатанинской власти поднимаемое, и отпускаю грехи всем, кто в рядах повстанческих дружин или одиноким мстителем сложит голову за Христово и Русское Дело.
Первее же всего благословляю оружие и боевую работу всенародного БРАТСТВА РУССКОЙ ПРАВДЫ, которое уже немало лет словом и делом ведёт упорную борьбу против красного сатаны во имя Бога и России. Милость Господня да почиет над каждым, кто вступит в Братские Отряды, либо придёт на помощь Братству…
Аминь.

Блаженнейший Митрополит АНТОНИЙ,
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.

Приложение 2


АКТ ВЕРЫ
Уважаемая редколлегия!
Первоначально данное обращение предназначалось для главных редакторов альманаха «Опричнина» Вячеслава Минакова (Минина) и «Руси Православной» Константина Душенова, объявившего в последнем номере своего издания об окончании дискуссии по поводу поступка Александра Сысоева.
Но, получив более точную информацию о том, что данная дискуссия отнюдь не закончена, и по настоятельной просьбе одного моего товарища, я решил разослать это «Открытое письмо» всем православным изданиям национального и патриотического направления.
Я считаю, что это письмо поможет многим православным братьям во Христе более чётко определить свою позицию по вопросу о методах борьбы с оккупационной властью.
Со своей стороны я приложу все усилия для распространения данного обращения в Новониколаевске (Новосибирске) и за его пределами.

Г.К.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
РЕДАКТОРАМ ПРАВОСЛАВНЫХ ИЗДАНИЙ И ВСЕМ
УЧАСТНИКАМ ДИСКУССИИ О ПОСТУПКЕ АЛЕКСАНДРА СЫСОЕВА
Уважаемые братья во Иисусе Христе!
Хочу поделиться с вами одной мыслью, посетившей меня недавно. Мысль эта касается дискуссии в русской православной прессе по поводу поступка Александра Сысоева.
Сам я в дискуссии не участвовал, и даже не было такого желания, но большинство из того, что писалось по этому поводу, читал.
По моему убеждению, уважаемые братья во Христе, вы только зря бумагу портили, изощряясь в своём красноречии.
А моя мысль заключается в том, что Александр Сысоев сделал дело, плохо ли, хорошо ли, правильно или неправильно, но он совершил акт веры. Он сделал это – перешёл от слов к делу. Никто другой из православной братии ничего подобного не совершил. Ни один. Последний раз это делал Борис Коверда. Но это было очень давно – в 1927 году.
Критиковать, судить о поступке может лишь тот, кто сам сделал или организовал нечто подобное. Это называется позитивная (положительная) критика. Если ты сделал нечто подобное, то можешь сказать: «Я сделал лучше» или «У меня получилось удачнее (вариант: уничтожил больше или более значительных врагов русского народа)». Или наоборот: «У моего товарища (брата) вышло успешнее». Потом можно в своём кругу спокойно обсудить все стороны совершённого действия. А для того, чтобы разводить словоблудие, ни смелости, ни мужества, ни даже уме – не надо. Критиковать все горазды, и каждый наперебой спешит побывать местечковым прокурором. Это свойство обывателя: уютно устроившись, «перемывать кости» тем, кто, рискуя жизнью, что-то делает. Учителей сейчас развелось много. Все норовят учить, забыв, что говорил по этому поводу Господь наш Иисус Христос (Мф. 23). Но чему могут научить русскую молодёжь ваши обильные словоизлияния???
Хотите поучать и воспитывать?
Прекрасно!
Совершите акт веры!

Георгий Крестовский (Новониколаевск).